Чего мелочиться? Мэру зарплату в 20 тыс. подавай!

b0d169efa3_large

В Украине формируются «сливки» общества — такой себе средний класс. И в нем будут не предприниматели и менеджеры, а местные чиновники. Народные депутаты с барского плеча установили им нехилые зарплаты и забыли ограничить размер премии.

9 февраля Верховная Рада Украины приняла Закон «О службе в органах местного самоуправления», в котором определила функции местных служащих, ответственность и пределы заработных плат. Теперь минимальный оклад чинуш составит в Киеве и городах более 200 тыс. — 6400 грн, в других — 4800. Что это значит? То, что секретарша, раскладывающая косынку на компьютере, будет получать больше, чем хирург или педагог высшей категории.

С ног на голову

Закон рождался в муках (кстати, ставка акушера высшей категории 2430), проект был подан в 2015 году и ко второму чтению в корне изменился. Например, в первоначальном варианте не было таких заоблачных окладов, и премия была ограничена 30% от зарплаты, как и у государственных служащих.

Справка: Чиновник государственный и местный — это два разных понятия, живут и работают они по разным законам. Местного кормит территориальная громада, а государственного — бюджет Украины. Этим, наверное, объясняется тот факт, что премии госслужащих ограничены 30%, а на местные бюджеты нардепам наплевать.

Отдельной строкой в проекте шло назначение зарплаты и премии городскому голове путем тайного голосования в местном совете, что исключало давление на депутатов. Ко второму чтению эти новеллы заменили установкой минимального и максимального размера оклада мэра и его подчиненных, причем может это делать не только местный совет, но и исполком. Но об этом ниже.

«Элитные работники»

Зарплата работника местного самоуправления состоит из оклада, надбавки за ранг и выслугу лет, надбавки за замещение должности и премии (в случае ее установления).

Всех местных чиновников разделили на четыре категории:

  • выборные должности (голова, его замы, секретарь совета)
  • I категория — управделами и начальники отделов и управлений местного совета (распорядители бюджетных средств), а также их замы
  • II категория — начальники отделов и управлений структурных подразделений исполнительных органов
  • III категория — остальные чиновники (специалисты различных категорий).

Местные советы разделили на 5 групп — Киев и областные города; города от 200 тыс. жителей; города до 200 тыс.; районные города; сельские и поселковые советы.

Пороги окладов чиновников городов третьей группы (при установлении их городскими советами):

Категория Минимальный оклад (грн.) Максимальный оклад (грн.)
III категория 4800 6240
II категория 6240 9600
I категория 9600 21600
выборные 21600  26400

Пороги окладов чиновников городов третьей группы (при установлении их исполкомами):

Категория Минимальный оклад (грн.) Максимальный оклад (грн.)
III категория 4800
II категория 6240
I категория 9600 16000
голова 24000
выборные не более 24000

То есть исполнительные органы теперь совершенно не зависят от депутатского корпуса, они сами могут себе назначать оклады решением исполкома. А теперь представьте себе ситуацию: идет заседание исполкома. За столом сидят мэр, его подчиненные: заместители, управделами, секретарь горсовета, начальники отделов и управлений. Стоит вопрос утверждения оклада мэра. Как, по-вашему, проголосуют его подчиненные? А как проголосуют за зарплату своих коллег за столом? Ответ очевиден.

Конечно, в законе «О предупреждении коррупции» есть понятие — потенциальный конфликт интересов, когда у человека есть частный интерес при принятии решений, но его еще нужно доказать, а это не так-то просто сделать.

Реальная ситуация в городах

В Лисичанске Луганской области оклады работников исполнительных органов увеличатся в среднем в три раза. Выборных должностей — в шесть раз. Вы спросите, как будут с этой нагрузкой будут справляться бюджеты? Заложенные в лисичанский бюджет средства на зарплату вполне соответствуют новым окладам. Получается, или они уже получали такие суммы за счет премий и надбавок или заранее заложили себе запас, прочитав новый проект закона о местном самоуправлении.

Например, в штатном расписании управления собственности — 22 человека, с фондом заработной платы в год 463 тыс. грн. В бюджет 2017 заложена сумма — 3,5968 млн. грн. А значит, средняя зарплата работника управления собственности, при условии выплаты помощи к отпуску, составляет более 10,3 тыс. грн. В отделе образования сумма намного меньше — 7 тыс. грн. Но все равно они должны вписаться в заложенные новым законом пороги.

Нардепы в облаках

Согласно новому закону «Сельские, поселковые, городские, районные, районные в городе, областные советы устанавливают условия оплаты труда служащих местного самоуправления с учетом местных условий и возможностей соответствующих местных бюджетов». Если нардепы установили такие минимумы окладов, значит они считают, что местные бюджеты с ними справятся. Вопрос: а выезжают ли народные избранники из Киева на периферию? Знают ли они, что большинство бюджетов дефицитные?

Остается надежда на то, что Президент этот закон «завернет».