После судебной реформы, украинцы не смогут отстаивать свои права в судах

s27091701

На этой сессии Верховной рады депутаты собираются принять несколько антинародных реформ – судебную, медицинскую и пенсионную. Голосование по судебной реформе затормозилось из-за внесения 4383 поправок. Две недели депутаты бились над ними, но фактически не смогли принять ни одной, так как в зале постоянно не было кворума. Из необходимых для принятия решения 226 депутатов в зале постоянно находилось всего несколько десятков. Оставшиеся более 600 поправок (по другим данным, их 856) парламентарии рассмотрят в октябре, и результат будет опять никчемным. Таким образом, судебная реформа имеет все шансы быть проголосованной в том виде, в каком её подготовил профильный комитет и администрация президента. Если Порошенко сумеет мотивировать ряд депутатов, голоса найдутся.

Что же несёт эта реформа украинцам?

– Вместо нескольких кассационных судов остаётся один Верховный суд, который будет рассматривать все кассационные жалобы. На сегодняшний день их накопилось около 70 тысяч и ежедневно поступают новые. Если даже Верховный суд будет укомплектован полностью, то на каждого из 120 судей придётся порядка 600 кассационных жалоб. Любое дело может затянуться на годы, кроме того, возникнет широкое поле для коррупции судей при желании истца ускорить процесс.

– Назначение судей Верховного суда будет напрямую зависеть от президента, так как именно он должен подписать назначение кандидатур, утверждённых Высшим советом правосудия. Это позволит президенту в ручном режиме управлять Верховным судом.

– Судебные процессы становятся более закрытыми, так как судьям предоставлено право запретить по своему усмотрению фото- , кино- , теле- или видеосъемку, а также трансляцию хода судебного заседания по радио и телевидению. Судья может запретить и присутствие людей в зале под предлогом того, что не хватает мест и ограничить время для дачи пояснений участникам процесса.

– Судам даётся право автоматически арестовывать средства на вкладах и карточках при наличии долгов за коммунальные платежи. Причём, заявление о взыскании задолженности с должника рассматривается без вызова заявителя и ответчика и без проведения судебного заседания. Должнику даётся 20 дней на обжалование, если он не успевает, то решение вступает в законную силу. По сути, полностью игнорируется банковская тайна, так как

система автоматизированного ареста средств сама найдёт все банковские вклады должника и спишет с них деньги.

– Создаётся электронный суд. Все решения суда будут выкладываться в электронном виде в едином государственном реестре исполнительных документов. Планируется полностью избавиться от бумажных документов. Но, учитывая нехватку техники и людей, которые должны обеспечивать техническую сторону процесса, это может вызвать паралич электронного судопроизводства. В случае, если не удаётся установить место пребывание человека, повестки в суд будут слать через сайт судебной власти Украины. Человек считается вызванным в суд, если повестка опубликована в Интернете. Учитывая уровень интернетизации и компьютеризации населения, особенно пенсионеров и жителей сёл, это выглядит просто издевательством.

– Увеличиваются судебные сборы. Уже сейчас ставка судебного сбора составляет 1600 грн ($60), что делает невозможным доступ к суду для большинства украинцев. Новым законом планируется ввести дополнительные сборы за получение любых документов в суде. Проигравшему судебный процесс придётся оплатить все издержки выигравшей стороны. Депутат и юрист Юрий Одарченко замечает: «Если вы, например, судитесь с облэнерго и дело проигрываете, то должны будете оплатить работу их юристов. А это десятки тысяч гривен за час работы». Также реформа вводит штрафы за неправильно оформленные документы – от 800 до 16000 гривен.

Для выплаты судебных издержек суд вправе потребовать внести на депозитный счет суда денежную сумму для обеспечения возможного возмещения предстоящих расходов ответчика на профессиональную юридическую помощь. Если истец не имеет достаточных средств, чтобы оплатить судебные расходы в случае проигрыша дела, то суд может отказать ему в приёме иска.

– Планируется ввести наказания за злоупотребления в суде и ограничить для участников процесса число задаваемых вопросов.

– Представлять интересы людей в суде смогут только лицензированные адвокаты, в то время как сейчас это могут быть родственники или правозащитники.

– В кассационном суде нельзя будет оспаривать дела, если сумма спора составляет менее 160 тысяч гривен.

Весь этот набор нововведений приведет к тому, что правосудие на Украине останется только для очень обеспеченных людей, у народа в массовом порядке будут списывать долги за коммунальные платежи, подать в суд без материального обеспечения иска будет невозможно, а украинский президент в ручном режиме станет заправлять Верховным судом.