В новом году с новым Избирательным Кодексом

21

330 голосов было отдано депутатами Верховной рады Украины за новый Избирательный кодекс. Так народные избранники разобрались со старыми правилами и впервые ввели законодательные нормы по открытым спискам. Отныне, украинцам придется голосовать по-новому уже на ближайших выборах, которые пройдут в 2020 году.

 

Чем же грозит новоявленный кодекс будущим кандидатам в депутаты? В первую очередь тем, что отныне отменяется мажоритарка. То есть, по идее должна уйти  прочь постыдная практика покупки голосов избирателей за сахар и гречку со стороны недобросовестных претендентов на депутатский мандат. То, что происходило прошлым летом в Луганской области, когда кандидаты в народные депутаты от «команды Шахова» за сахар покупали голоса избирателей. Правда сейчас заведено по этим фактам подкупа несколько уголовных дел, и общественность внимательно следит за ходом их расследования, но уголовные дела не отменяют результатов выбора за сахар. Однако на то, что новый избирательный кодекс изменит сложившуюся десятилетиями ситуацию шансов мало.

Как и ранее здесь остаются округа и вполне реальные кандидаты на них, за которых будут голосовать избиратели. Разница здесь лишь в том, что избиратель будет голосовать и за партию и за кандидата от этой политсилы.

В свою очередь партия, от которой идет кандидат, должна преодолеть 5% барьер, чтобы ее кандидаты могли претендовать на депутатские мандаты.

И вот здесь все становится интересным. Если избиратель голосует за понравившегося ему кандидата, ну или голосует за сахар, но не голосует за партию от которой тот выдвинут, то вполне вероятно, что даже при победе кандидата на округе тот не получит депутатского мандата. Ведь сама партия может не преодолеть 5% барьера. И тогда плакали денежки на подкуп избирателей вместе с депутатским мандатом. Поэтому одной победы на округе, чтобы стать депутатом теперь будет недостаточно. Отныне поддержка партии будет играть определяющую роль. И если в Луганской области 50% избирателей доверяют политсиле «Оппозиционная платформа – За жизнь», то, соответственно, и у кандидатов, которые идут под ее флагами будет существенное преимущество перед их конкурентами на округах.

По большому счету, данный закон хорош лишь тем, что отсеивает новые и малочисленные политические силы и партии-пустышки, существующие лишь на бумаге. Этакие виртуальные партии, у которых их малочисленные представители участвовали в избирательных комиссиях и за определенные средства голосовали так, как указывал им заказчик, тем самым подтасовывая результаты выборов. В тоже время для таких крупных, системных партий, одной из которых является «Оппозиционная платформа – За жизнь», ничего существенного не меняется. Политсила в любом случае преодолевает 5% барьер, что дает определенный приоритет ее кандидатам на округах.

Обострится и борьба внутри самих партий. И если на городском уровне преодоление партией 5% барьера дает гарантированный мандат одному депутату, то на всеукраинском, это 9-10 мандатов. И эти мандаты гарантированно получают кандидаты идущие по списку партии. Поэтому внутрипартийная борьба за проходные места в партийном списке только обострится.

А вот самим кандидатам на округах придется несладко. Ведь мало того, что надо победить на округе, необходимо победить собрав как можно большее количество голосов избирателей. Потому как дальнейшие места в партийном списке будут распределяться исходя из процентного количества голосов кандидатов, которые они набрали на своих округах. И первенство между ними в списке будет определяться даже не процентами, а долей процента. Поэтому даже большие партии и сами кандидаты в нынешних реалиях будут вынуждены вкидывать в избирательный процесс огромные суммы денег, чтобы на процент, на пол процента, но обойти партийных конкурентов. Либо же будут вынуждены проводить реальную работу среди своих избирателей. Однако как показывает практика, кандидаты в подавляющем своем большинстве предпочитают вариант обмена продуктового набора на голоса избирателей. Да и сами люди в основной своей массе ждут не реальных дел и не программ кандидатов, а подачек в виде сахара, гречки либо их денежного эквивалента.